Рецензия на фильм Крепкий орешек 4.0 (Live Free or Die Hard 4.0)
Чудесным летним вечером нью-йоркский детектив МакКлейн (Уиллис) — разведенный, умеренно несчастный, лысый мужчина за 50 — порывается навалять ухажеру своей взрослой дочери (Уинстед, чирлидерша из тарантиновского «Доказательства смерти»), слышит от нее дежурное «ненавижу» и думает в этой связи поехать домой, поразмышлять (на трезвую, что самое страшное, голову — за 12 лет, минувших с нашей последней с ним встречи, он, кажется, наконец завязал). Конечно же, диспетчер просит его сделать крюк, чтоб забросить в офис ФБР какого-то хилого компьютерщика (Лонг). А компьютерщик (МакКлейн с порога дружелюбно нарекает его «шкет») оказывается невольным участником заговора по обрушению всей инфраструктуры США, осуществляемого нигилистом, цитирующим В.И.Ленина (Олифант), китаянкой с кротким лицом и голосом ангела (Кью), а также бандой отлично натасканных французов с пулеметами. «Не понял», — говорит МакКлейн, когда рассеивается дым от первого взрыва. Но, конечно же, все он понял.
Макклейниада изначально была рассказом о противостоянии простака и высших (в некотором смысле) сил; причем от фильма к фильму, по мере развития коммуникаций злодей в своих возможностях становился все более богоподобным. Тут он насылает на Уиллиса городской трафик, самолеты и спутники, едва ли не приливы с молниями: с практической стороны — перебор, но в плане развития богоборческой метафоры — в самый раз.
Режиссер Уайзмен (автор эротико-вампирской дилогии «Другой мир»; когда объявили, что продолжать классику будет он, многие объяснимо схватились за головы) не включил в саундтрек лейтмотивную для прошлых серий «Оду к радости» — и, кажется, правильно сделал: найди он ей место, пусть даже в конце на титрах, получилась бы слегка тавтология. К чему Бетховен, когда сам фильм — двухчасовая ода к радости? «Орешек-4» небезупречен: он немножко странно размазан в плане географии (Уиллис с Лонгом успевают побегать по трем разным городам, включая скучнейший Вашингтон) и скуповат на человеческие детали (где был все эти годы Джон МакКлейн? почему он больше не пьет? давно ли бросил курить?) — но задача по инсталляции вечного героя в дурацкий цифровой мир середины нулевых (сценарий про глобальную хакерскую атаку написан по мотивам, прости господи, статьи из журнала Wired) исполнена тут безупречно. 52-летний Уиллис красив, как бывают красивы разве что американские машины, выпускавшиеся в 80-е. Он покрякивает, он говорит «опа». Вроде бы собирается пошутить, но потом молчит — и это даже лучше, чем если бы он действительно пошутил. Долго мнется, не понимая, как ему драться с красивой женщиной, а поразмыслив, бьет ее стулом и сразу затем — столом. Ставит на одно колесо большегрузную фуру. Схватывается в рукопашной с реактивным истребителем ВВС США. Смотрит в камеру так, что веришь каждому его слову. Даже до боли предсказуемая коллизия со взятием в заложники дочки под этим взглядом играет волшебными красками: «Детка, как ты там?» — «Отец, этих козлов тут всего пятеро». Что тут скажешь. Радость, пламя неземное, райский дух, слетевший к нам.
Автор: Роман Волобуев